Комфортный мир сказочных историй

 

 

Иногда родителям просто необходимо помочь малышу преодолеть тревоги и справиться с внутренними конфликтами. Но нравоучения и нотации редко оказываются эффективными. Психологи советуют: сочиняйте ребенку истории, но не любые, а именно для него придуманные. Для большинства детей метафора — это знакомая реальность, ведь детство соткано из сказок, мультфильмов. Сопереживая, ребенок легко погружается в свой внутренний мир. Особо не мудрствуя над рассказанной историей, он просто “ныряет” в нее.

 

Им страшно

 

Многие дети чувствуют себя виноватыми в беспокоящих их страхах или испытывают смущение. Если начать прямой разговор на эту тему, ребенок может замкнуться. Слушать историю — совсем другое дело. В этом случае ребенку не читают наставлений, не обвиняют и не принуждают говорить вслух о своих проблемах. Малыш просто слушает сказку и чувствует, что не одинок в своих переживаниях, другие испытывают то же самое. Важно, чтобы у истории был счастливый конец: вселите в малыша уверенность, что он обязательно преодолеет трудности.

 

Девочка, похожая на тебя

 

Маленькой Оленьке было всего полтора года, когда ее мама Оксана прочитала книгу австралийского психолога Дорис Бретт «девочка, похожая на тебя» — автор объясняла, как сочинять истории, в которых действуют герой или героиня, наделенные характерными чертами вашего ребенка и сталкивающиеся с теми же проблемами, что и он. Помимо действующих лиц, взятых из жизни, сказки могут включать и волшебных, фантазийных персонажей - главное, чтобы ситуация главного героя напоминала ситуацию вашего ребенка. Оксана выбрала главным персонажем сказок девочку Поленьку (лучше подбирать имя, созвучное имени вашего малыша). При первых же словах: «Жила-была девочка Поленька. И вот однажды…» непоседа Оля замерла, открыла рот и не шелохнулась до конца истории. С тех пор она на вопрос: «хочешь сказку?» незамедлительно отвечала: «про Поленьку!» Увидев, что ребенка беспокоит какая-то проблема (страхи, застенчивость, чрезмерная импульсивность или что-то иное), нужно сформулировать основную идею рассказа, наделить героя теми же тревогами или конфликтами, что у вашего крохи, не забыть упомянуть и о сильных чертах характера, описать конфликт, а затем — его положительное разрешение.

 

О страшном докторе и ночном кефире

 

С определенного момента Оля стала панически бояться врачей (ей сделали сложный анализ, процедура оказалась долгой и болезненной). Пришло время очередного медосмотра. Как только врач дотронулся до Насти, она залилась слезами и категорически отказалась «прослушиваться». Пришлось на ходу сочинять историю, в которой Поленька была приглашена на день рождения к Ванечке. Но она недавно переболела, и нужно было получить разрешение врача на поход в гости. Но Поленька испугалась и отказалась идти к доктору. У Ваниного дома ее встретила Добрая Волшебница: «Врач разрешил тебе прийти сюда?» «Нет». «Прости, но здесь так много детей! Если ты не уверена, что окончательно выздоровела, ты можешь их заразить. А ведь ты не хочешь, чтобы твои друзья заболели?» Конечно, Поленька этого не хотела. Расстроившись, она побрела домой. По пути ей встретилась старая и мудрая собака. Она сказала: «У тебя еще есть время, беги скорее к доктору, пусть он тебя посмотрит. Ты же на самом деле очень смелая девочка, я помню, как ты не побоялась отогнать злого кота, нападавшего на маленького птенчика!» «Действительно», — подумала Поленька, — зачем мне бояться?» Она прибежала к доктору, получила справку, что совершенно здорова и может приходить на все Дни рождения в мире, и успела к самому интересному — к приходу Веселого Клоуна!» Как и следовало ожидать, Оля затихла и сосредоточенно слушала историю, уже не обращая внимания на манипуляции педиатра.

 

 

                    По материалам сайта http://www.yasam.ru/