Развитие цветового восприятия у детей

ASD

 

                                                                  Цвета действуют на душу,

                                                                                       они вызывают чувства,

                                                                 пробуждают эмоции и мысль…

 

                                                                                                           И.Гёте

      

 

 

В природе существует 7 основных цветов. Природная радуга является естественной основой цветовых гармоний. В конце 17 века Исаак Ньютон, использовав спектральную последовательность, расположил цвета по кругу, сконструировав первую научно обоснованную  систему из семи цветов:  красного, оранжевого, желтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.

 

  «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова означает название цвета, например: «каждый»- красный, «охотник»- оранжевый и т.д. Но нельзя себе представить жизнь без белого, серого, чёрного, коричневого и розового. Их можно тоже отнести к группе основных цветов, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

 

Все остальные цвета, окружающие нас в жизни, являются их производными, дополнительными оттенками, которые получаются при смешивании между собой этих основных цветов. Полученные оттенки имеют ассоциативные названия, т.е. названия, которые вызывают у нас ассоциации с тем или иным предметом. Названия оттенков, включенных в данный комплект, наиболее часто используемые нами в разговорной речи, приобрели устойчивое значение ассоциаций. Например: оранжевый можно назвать морковным, т.к. он похож на цвет моркови. Васильковый напоминает цветущие васильки, оливковый – цвет спелых оливок, шоколадный – цвет шоколада и т.д.

 

 Цветообразование. Цветовая гармония.

 

В окружающем нас калейдоскопе любой видимый цвет всегда находится на каком-то фоне или в соседстве с другими цветами. Такое расположение цветов вызывает их взаимное влияние, которое обуславливает визуальные качества цветового тона. В результате действительная окраска материала и ощущение от нее далеко не всегда совпадают.

 

Рассмотрим пример зависимости цвета пятна от цвета фона. Детям предлагается взять синий и желтый квадраты ярких чистых цветов и красную полосу. Выбирая красный цвет полосы, следует взять тон, который по спектру смешен в сторону желтого. Это будет яркий теплый красный, близкий к оранжевому. Помещая синий и красный квадраты на красную полосу, сравниваем. На синем фоне кружок горит красным угольком, а на желтом потухает, приобретает легкий коричневый налет, выглядит потускневшим. Цвет поменял свой тон в различном окружении. Для обозначения этого явления применяют название «цветовой контраст». Незначительные изменения цвета и тона называют нюансом.

 

Любой цвет на темном фоне высветляется, на белом –темнеет.

 

Детей могут увлечь упражнения с механическим смешением цветов. На «волчок» укладывают круг, разделенный на две части, например: желтую и синюю. При быстром вращении «волчка» цвета сольются воедино, образовав зеленый цвет.

 

Рассмотрим еще один пример. Помещаем на голубом, зеленом, красном и желтом  фоне оранжевый одинаковый кружок. Сначала сравниваем пары между собой, а затем все одновременно. Желто – красный кружок на голубом фоне будет более желтым, а на зеленом – более красным. Здесь к цвету кружка, как бы добавляется цвет, дополнительный к фону. На красном фоне желто – красный кружок будет желтеть, а на желтом краснеть, то есть усиливается в восприятии та часть окраски, которая отлична от фона. Итак, контрастный фон подчеркивает яркость пятна, а близкий по цвету – изменяет его цветовой тон.

 

С влиянием  контраста связана и характеристика цвета по теплоте. Это тоже прослеживается на примере, указанном выше: холодные цвета делают соседние более теплыми, а теплые цвета придают холодный оттенок.

 

Можно провести занятие, на котором вместе с детьми прослеживаются и выделяются нюансные и контрастные отличия зеленого цвета. Смешивая исходную зеленую краску с синей, черной, красной, коричневой, желтой, белой, получаем многообразие оттенков зелени, которыми так богата природа. Также важно показать детям контраст светлого на темном и темного на светлом.

 

 Игры 

 

Дружная семейка.

Игра помогает ребенку узнать многообразие оттенков одного цвета. Для того, чтобы начать игру, необходимо выбрать карточки со всеми оттенками одного цвета (т.е. из одной группы), например, красного, прибавить к ним несколько карточек из другой группы цветов. На первом этапе около 10-15, затем количество можно увеличивать. Перевернув карточки цветом вверх, разбросайте их по полу. Представьте вместе с ребенком, что это осенние листочки. Предложите ребенку собрать их них букет, выбирая только красные оттенки. Лишние цвета остаются на полу.

 

 

Самый – самый.

Собрав букет монохромных оттенков, можно закрепить эти знания в такой игре. Предложите ребенку найти самый темный оттенок – назовем его самый – самый:  

темный

хмурый

сердитый

невеселый

грубый

густой

глубокий

мрачный

насыщенный

 

   И наоборот – найдите самый светлый оттенок выбранной цветовой группы.

   Назовем его самый – самый:

светлый

неяркий

незвонкий

негромкий

робкий

хрупкий

нежный

мягкий

ласковый

холодный

ненасыщенный и т.д.

 

Можно играть и так:

 

«Найди в этой «семейке» самого веселого, теплого, звенящего и т.д.

Как правило, это будут средние оттенки цветового ряда.

Так же эта игра познакомит детей с такими понятиями как: контраст, нюанс, насыщенность, тепло – холодность цвета.

 

 

Тепло – холодно.

Игра на закрепление такого понятия, как тепло – холодность цвета. Каждый цвет может быть и теплым, и холодным. Добавив в любой цвет желтой, охристой, коричневой, красной краски, мы получим теплые оттенки. А смешав цвет с белой, голубой, зеленоватой краской – получим холодные оттенки. Такие эксперименты желательно провести с ребенком перед игрой.

 

Перед началом игры приготовьте карточки (для начала около 10). Подбросьте корточки вверх со словами: «Ой, какие холодные капельки закапали!» или «Солнышко брызнуло на нас своими теплыми лучиками. Давай поймаем солнечных зайчиков!» или «Вьется в воздухе листва, в желтых листьях вся земля. Предложите ребенку: «Давай соберем все холодные капельки. Пусть это будет осенняя лужа". Так же теплые листочки и солнечных зайчиков.

 

 I уровень игры: это 10-20 карточек любых цветов, но только холодных или только теплых.

 

IIуровень игры: увеличить количество карточек до 15-20 любых цветов с преобладанием холодных или теплых оттенков, добавить туда несколько противоположных.

 

 

Кто (что) бывает такого цвета?

I вариант: Пусть ребенок выберет любой понравившийся ему цвет и вместе подумайте кто (что) бывает такого цвета? Устройте соревнование «Кто больше придумает».

 

IIвариант: Задайте ребенку вопрос: «Какие  цвета и их оттенки можно взять, чтобы нарисовать яркое солнышко, мишку, яблоко, облака, небо и т.д. ?»

 

 Играйте по принципу игры в магазин. «Сходи и купи нужные нам краски».     

 Желательно, чтобы все карточки лежали оттенками вверх и были хорошо видны ребенку. С помощью этой игры можно научить ребенка подбирать не только цвет соответствующий какому-либо предмету или явлению, но и оттенки, отражающие психологическое и физическое состояние предмета.

 

                

 «Парочки».

Игра учит найти более гармоничные цветовые сочетания, развивает художественный вкус и цветовосприятие. Выбрав одну любую карточку с понравившимся цветом, подберите ему самую, на ваш взгляд, красивую и гармонично сочетающуюся с ним парочку. Подумайте, где в окружающей нас жизни можно встретить такое сочетание. Порисуйте двумя выбранными цветами.

 

      

Несколько рекомендаций по изготовлению несложных пособий.

В раннем возрасте все рисунки можно объединить одной целью – создание настроения, фона. То есть, учим ребенка закрашивать полностью лист бумаги, работать со всей плоскостью. Со временем таких «картин» у Вас накопится очень много, и они могут послужить прекрасным материалом для изготовления еще более объемного пособия. Необходимо разрезать такие «картины» на фигурки любой, лучше неопределенной формы в виде клякс, овалов, капелек и т.п., размером около 5-8 см. Главное, чтобы получившаяся фигурка была окрашена только в один цвет, хотя он может быть различный по насыщенности. Такое пособие, изготовленное вместе с детьми, будет наиболее интересным и удобным для игр.

 

 Изготовление «волчка» для увлекательной игры на оптическое  смешение цветов.

 Необходимо вырезать круг диаметром около 10-15 см из плотной белой бумаги. Половину этого круга закрасьте одним цветом, другую – другим цветом. В центр воткните любой колпачок от старого фломастера. «Волчок» готов. «Волчок» вращается, и на ваших глазах происходит удивительное явление – краски смешиваются, образуя новый цвет. Юбочку «волчка» лучше раскрасить в: желтый + синий = зеленый

Красный (с малиновым или фуксиновым оттенком) + синий =фиолетовый, красный + зеленый = коричневый, красный + желтый = оранжевый, желтый + черный = темно - зеленый (болотный), белый + синий = голубой, белый + красный = розовый, белый + черный = серый.

 

 

Пискунова А.С.