Обучение ребенка выделять предмет из группы по характерным признакам.

ASD

 

 


 

Цель занятия: развитие внимания, восприятия и коммуникативной деятельности. Обучение ребенка выделять предмет из группы по характерным признакам.

 

Упражнение 1. "Игра с пальчиками"

Цель упражнения:
 вовлечение ребенка в деятельность подражания, обучение общению с педагогом, обучение пониманию и выполнению инструкций, знакомство с озвучанием слов-числительных, а также развитие координации, соревновательной мотивации, внимания и речи.

Возьмите руку ребенка и, по очереди дотрагиваясь до каждого пальчика, произносите следующие слова:Возьмите руку ребенка и, по очереди дотрагиваясь до каждого пальчика, произносите следующие слова:

 

 


Большаку - дрова рубить, 
А тебе - воды носить,
А тебе - печи топить,
А тебе - тесто месить,
А малышке - песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.


На две последние строки побуждайте ребенка вместе с вами имитировать прихлопы к плясовой:
 

на два слова - два хлопка,
 
на два слова - повороты-покачивания кистью с растопыренными пальцами в ритме плясовой.

Постепенно это упражнение осваивается ребенком до самостоятельного выполнения (через 3-4 занятия).

После этого начинаем заменять первые слова стишка порядковыми числительными: сначала - первые два, затем - первые три и т. д.

  

      Первому - дрова рубить,
      Второму - воду носить,
      А тебе - печи топить,
 
      А тебе - тесто месить…

 

Первому - дрова рубить,
Второму - воду носить,
Третьему - печи топить,
А тебе - тесто месить…

За одно занятие добавляется одно числительное, считалка повторяется на правой и на левой руке до свободного ее воспроизведения ребенком, но не больше одного-двух раз за занятие.

 

Упражнение 2. "Прятки"   

Цель упражнения:
 готовить ребенка к дифференциации количественных характеристик "один - много", первое знакомство со способом сравнения путем установления взаимно-однозначного соответствия на числовых (пальцевых) фигурах.

 

 

 

Спрячьте руки за спиной и одновременно с командой выбрасывайте ее перед собой с соответствующим количеством пальцев, сопровождая действие словами: один… много… 

Игра напоминает игру "В морского". Играйте с ребенком, пока ему весело (1-2 минуты). Постепенно добавляем сравнение количества пальцев прикладыванием ладоней.
 

Например, по команде "Много!" у Вас - три пальца, у ребенка - пять пальцев. Выиграл тот, кто "выкинул" больше. Проверяя, поясняем ребенку, как мы узнали, у кого больше (прикладываем один палец к одному, у меня - больше нет, а у тебя еще два пальца осталось, значит, у тебя больше…).

 

Упражнение 3. "Возьми мячик" 

Цель упражнения:
 формирование умственной операции сравнения, координации и восприятия (дифференциация формы и цвета). Расширение объема внимания и его концентрации. Обучение ребенка учитывать два признака при сравнении (цвет и форма - красный мячик). Формирование умственной операции абстрагирования (красный, но не мячик). Развитие логических структур - понимания структуры "отрицание". Развитие слухового восприятия логических речевых конструкций. 

 

Используется несколько предметов примерно одного размера, но разного цвета: 2-3 мячика из разного материала (резина, пластик), апельсин, несколько кубиков, 2-3 круглых яблока, клубок шерстяных ниток, цилиндр (жестяная баночка из-под кофе), конус, овоиды (яйцевидные тела, например, из-под киндер-сюрпризов). 

По команде взрослого играющий ребенок должен выбрать из них мячик. Предметы можно закрыть ширмой либо поставить ребенка спиной к столу, так, чтобы по команде он поворачивался и выбирал нужный предмет.

Вариант:
 Возьми красный мячик.
Вариант:
 Возьми красный, но не мячик.
Вариант:
 Возьми мячик, но не красный.

 

 

Упражнение 4. "Ворота"

Цель упражнения:
 развитие координации, глазомера, снятие мышечного напряжения. Обучение учету трех признаков при сравнении (большой красный мячик), обучение пониманию отрицания.

Для этого упражнения вам понадобятся мячики разного размера и разного цвета, 2-3 круглых яблока, апельсин и любые другие предметы круглой формы, различающиеся между собой цветом и размером.

Ставим на пол небольшие воротца - можно просто обозначить их двумя книжками, или жестяными банками, или коробкой. С расстояния примерно 50-60 см предлагаем ребенку толчком закатить в них выбранный мячик. Если ребенок легко справляется с задачей, увеличиваем расстояние до 1 м.
 

Вариант:
 Выбери маленький синий мячик. Выбери большой красный мячик.
Вариант:
 Выбери круглые, но не мячики. 

Все занятие может занимать 5-10 минут.

Упражнение 5.

Цель упражнения:
 формирование умения обследовать предметы, сравнивать их существенные признаки и делать причинно-следственные выводы на основании этого сравнения.

Просим ребенка: "Выбери среди этих предметов все, которые можно катить. Попробуй закатить их в воротца."
Интересная ситуация получается с конусом: он в принципе катится, но закатить в воротца не удается - он катится "вокруг себя".


Упражнение 6. 

Повторяются упражнения "Игра с пальчиками" и "Прятки".

 

по материалам http://adalin.mospsy.ru