Развитие речи у ребенка пятого года жизни

ASD

 

 

 

 

 

 

Пятый год - середина дошкольного периода. Как незаметно мы до нее добрались. А ведь именно в этом возрасте окончательно (!) формируются главные черты характера маленького человека. Вот, не приучен убирать за собой игрушки - и не будет этого делать в будущем уже и со всеми прочими предметами. Если "хочу" воюет с "надо" и побеждает - готовьтесь оказаться лицом к лицу с рабом хотений и желаний. 

Иногда родители удивляются: ну, в кого она у нас такая, мы-то ведь такие послушные были, аккуратные, занимались с удовольствием, от кого же наша дочка унаследовала лень и капризность? А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Как вы думаете? Не отрицая влияния наследственности и пр. все-таки уповаем на ваш родительский долг - воспитывать свое дитя... Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития. А мы будем помогать вам по мере сил и возможностей.


Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.

Начнем с чтения. Малыш обладает сейчас хорошей памятью, как правило, легко запоминает даже довольно длинные стихи. И нам с вами, уважаемые родители, это очень нравится. Еще бы - сын перед гостями читает что-нибудь вроде "У лукоморья дуб зеленый..." или "Как ныне сбирается вещий Олег..." Но... Конечно, надо читать, и стихи надо читать, и прозу. Все ли понимает ребенок из читаемого? Все ли слова знакомы?

Читать намного проще, чем рассказывать, верно? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребенок послушал. Но ни о чем не спросил. Все понял? Может быть и так. Но все же лучше было бы обсудить с ребенком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему. Кроме того, потихонечку учите ребенка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.

Очень полезно рассказывать ребенку сказки "с продолжением". Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Одна четырехлетняя девочка, прослушивая такую историю вечером, предлагала свой вариант, который зачастую оказывался ничуть не менее интересным, чем мамин. В конце концов мама стала просить дочку рассказывать свой вариант первой... Вы сразу поймете по реакции ребенка, интересно ему ваше творчество или нет.

Иногда малыш настолько проникается героями и темой рассказа, что готов изобразить их. Помнится портрет Фуфони - персонажа, придуманного одной активной мамой, вернее, персонаж-то был придуман мамой, а имя ему (точнее, ей) дала дочь. Рисунок изображал нечто круглое, похожее на облачко, с глазками-бусинками и улыбающимся ртом, на коротеньких ножках и с коротенькими ручками... И отношение ребенка к Фуфоне было ясно выражено в этом замечательном и очень искреннем рисунке.

 

Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова. Их становится всё больше и больше, за этот год их станет уже около 3000!

 

 

 

Объясняем малышу новые названия, это уже более сложные слова, обозначающие то, о чем ребенок еще недавно не знал: летчик, капитан, космонавт. Слова, связанные с темой транспорта, легче усваиваются в комплексе. Например, вы покажете ребенку картинки, на которых изображены разные транспортные средства, или сделаете это на улице, во время прогулки, поездки. Малыш назовет все, что увидел, а у вас еще и несколько загадок припасено в тему, малыш отгадывает. Верхом творчества в данном случае будет рисование поезда или автобуса.  Только не все сразу. И от названий и описаний, отгадывания и рисования плавно подступаем к "стюардессе", "вагоновожатому", "кондуктору". Чем больше слов, тем лучше. Если вы представитель какой-либо сложной профессии и раньше не рассказывали ребенку о своей работе (иногда ребенок в этом возрасте так и отвечает на вопрос, кем работает папа: "Работает".), то теперь стоит это сделать. Попробуйте рассказать, с помощью чего вы выполняете свою работу, а также с помощью чего делают свое дело представители других профессий. Например, кассиру нужна касса, врачу - градусник, вата, бинт, шприц.  Часто ребенок любит играть в "доктора", "учителя", "повара". Во время такой игры, в которой и вы с удовольствием поучаствуете, новые слова и выражения, новые знания укрепляются прочнее, чем при простом рассказывании. Можно и просто спросить, показав малышу картинки с изображением портнихи, учителя, продавца: "Кому что нужно для работы?" Хорошо, если вы приготовили еще и картинки с изображением этих нужных вещей. Ребенок их сначала подбирает, а потом называет.

 


 

 

 

 

Хочу я стать врачом. Зубным. 
И улыбаться всем больным.
- Не дергайся, голубчик,
Вот твой молочный зубчик.

И продавцом хочу я быть.
Но за прилавком - не грубить.
- Пройдите, бабушка, вперед,
А этот мальчик подождет.

Быть парикмахером хочу.
 
Девчонкам косы отхвачу
 
И сделаю им стрижку
 
Под плюшевого мишку.
(Я. Аким)

 

 

 

 

Однажды на прием к автору мама привела девочку, девочке было около пяти лет. Маме казалось, что девочка мало разговаривает и, значит, мало знает. По ряду причин посещать занятия мама не могла и ей были даны подробные рекомендации, как играть с ребенком и развивать речь. Но ничего не получалось, пока мама не освоила сюжетную игру. Тут у мамы внезапно обнаружился настоящий талант. Она не только играла, но и разговаривала с дочкой, следуя нашим советам, ведь причиной молчаливости малышки были особенности ее характера. И у девочки появилось желание общаться, разговаривать. Игра, в которой ребенок проявил себя по-новому, в новой для себя роли, оказалась тем толчком, который и был нужен.

 


Как и раньше, мы продолжаем осваивать новые слова во время деятельности и стараемся сделать саму деятельность разнообразной. Дети увлеченно работают в Школе ремесел. Вот уж где простор и для развития речи, и для развития множества умений и навыков! Кстати, о поделках и ловких пальчиках. Хорошо известно, что 
активные, тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие детской речи.

Ребенку уже приходилось держать в руке карандаш и использовать его по назначению, но задания, которые вы ему предложите теперь, выводят малыша на новый этап. Ведь до школы уже рукой подать! Вас ждут письменные задания, ни с чем не сравнимая прелесть шатающихся палочек и разнобойных крючочков. Подготовимся к встрече с ними. Попробуйте предложить ребенку вот такие задания:

- Продолжи узор.
- Прокатись.
- Учимся штриховать.
- Дорисуй.
- Раскрась.
- Обведи.

Пусть малыш штрихует и обводит, продолжает линии ровные и волнистые, дорисовывает и рисует. Такие занятия не должны быть слишком длительными, заштриховал несколько фигурок, и достаточно на сегодня, обвел несколько рисунков, и хватит. Подумайте и о столике для малыша, и о его позе при выполнении таких заданий, и об освещении рабочего места ребенка. На полу хорошо играть, но писать лучше за столом.

Пальчики ловко управляются с карандашом, получаются хорошие штриховки и обводки (не сразу, но получаются), а вы уже готовы к новым заданиям. Помните, вы учили малыша вставлять знакомые звуки, слова, словосочетания в рифмованные тексты, заканчивать знакомые строчки.

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...(позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...(не идут)
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек...(отломил)

Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту...(съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек...(не нашли)
(Д. Хармс)


Очень страшная история

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пёс большой залаял гулко.

Сказал младший: - Вот напасть,
Хочет он на нас...(напасть).
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в...(пасть).

Всё окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало...(ясно).
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою...(булку).

(Д. Хармс)

Попробуем теперь попросить ребенка дополнить предложение, да не просто предложение, а сложное. Точнее, ребенок сам сделает предложение сложным. Например, вы говорите: "Маша сегодня надела шубу, шарф и шапку, потому что... почему? (потому что пришла зима, потому что стало холодно)". Обратите внимание, закончит ребенок предложение коротким или длинным словосочетанием. А вдруг получится целый рассказ? Тогда не прерывайте ребенка, выслушайте его, дайте закончить мысль.

Можно использовать и вариант вопроса, сопровождаемый показом определенного предмета. Вы достаете из сумки, например, тарелку и спрашиваете, для чего она нужна? Малыш дает несколько объяснений, называя функции тарелки. Иногда ребенок даже сообщает, какие бывают тарелки. Один мальчик, отвечая на данный вопрос, так и заявил: "У нас тарелки есть большие и маленькие, они на кухне в шкафу. А еще есть в большой комнате, за стеклом, но их мама не дает, она говорит: "Этих даже не касайтесь, перебьете сразу, потому что вам всем наплевать, что они немецкие".

Заготовьте вопросы и картинки (с картинками всегда легче!):

- Покажи, чем ты кушаешь. Как это называется?
- Покажи, чем ты расчесываешь волосы. Как это называется?
- Покажи, чем ты будешь резать бумагу. Как это называется?
- Покажи, чем нужно накрывать стол. Как это называется?
- Покажи, чем подметают пол. Как это называется?
- Покажи, в чем варят суп. Как это называется?
- Покажи, чем чистят ботинки. Как это называется?
- Покажи, на чем жарят котлеты. Как это называется?
- Покажи, во что складывают продукты. Как это называется?

Задания такого рода помогают ребенку точнее высказываться, правильнее подбирать слова.
 Если раньше прилагательных, то есть обозначений признаков в речи малыша было явно недостаточно, то теперь нужно уделить им самое пристальное внимание. Простейший способ сделать это - использовать задание типа: "Назови, какой". Это вообще не требует от вас усилий: показываете чашку и спрашиваете, какая она. Ну, а ребенок старается подобрать слова: "белая", "блестящая", "широкая" и т. д. В случае явных затруднений помогите, поставьте малыша перед выбором: чашка низкая или высокая, широкая или узкая, белая или разноцветная. И вопрос вроде как не в тему: "А она тебе нравится? Почему?"

Ложка какая? (Большая)
 
Стол какой? (Деревянный)
 
Лопата какая? (Тяжелая)
 
Ваза какая? (Хрустальная)
 
Диван какой? (Мягкий)
 
Ковер какой? (Красивый)
Ведро какое? (Грязное)
 
Стулья какие? (Маленькие).

Вариантом этого задания служит "Скажи по-другому", когда малышу предлагается вспомнить слова, похожие на названное: "Ласковый, а еще какой? (Мягкий, нежный.)". Однако внимание уделяется не только прилагательным. Показывая малышу картинки с изображениями предметов или называя эти предметы, спрашивайте, что делает этот предмет:

Самолет... летает.
 
Лягушка... прыгает.
 
Червяк... ползает.
 
Рыба... плавает.
 
Поезд... едет.
 
Лампочка... горит.
 
Корова... мычит.
 
Лошадь... скачет.
 
Доктор... лечит.
 
Корабль... плывет.
 
Кот... мяукает.

Кстати, в разговорах о животных уже звучат выражения типа "медвежья шкура", "волчий хвост":

Это чье ухо? Заячье.
 
Это чей хвост? Медвежий.
 
Это чья нора? Лисья.
 
Это чьи лапы? Волчьи.
 
Это чья шерсть? Кошачья.
 
Это чей нос? Беличий.

Если услышите "волкин", "медведевый", не расстраивайтесь, просто ребенок не сразу осваивает притяжательные прилагательные, приноравливается к ним, пробует разные варианты. Покажите картинку и правильно произнесите слово.

Ошибки говорят о том, что слов становится все больше, что предложения становятся все сложнее. "Я пришел в группу, а он взял машинку, а они говорят, это не его..." - взахлеб рассказывает мальчик маме новости из детского сада. Некогда называть "его" имя, вместо "ребята" - короткое "они". Нужно столько рассказать маме, ведь целый день ее не видел.

 

 

 

 

Помните, как мы с вами помогали ребенку усвоить некоторые обобщающие понятия? Эту работу нужно продолжать, ведь вопрос для малыша очень трудный. Назовите понятие - "посуда", а затем попросите назвать, что же относится к этому слову. Если ребенок затрудняется, пройдите вместе на кухню, пусть покажет эту самую посуду, а уж потом назовет. Можно сделать и наоборот: вы перечисляете отдельные названия, а малыш называет одним словом: "Апельсин, лимон, груша - это... фрукты".

Мы уже знакомили малыша с этими словами, показывая ему предметы и картинки, разрешая действовать, пользуясь предметами. И теперь делаем так же. Только операции, которые вы можете доверить ребенку, расширяются - пусть попробует расставить тарелки на столе, вытереть посуду, достать выстиранное белье из стиральной машины и рассказать, что делает. Можно попробовать такие задания:

1) продолжи ряд:

груша, яблоко...
репка, картошка...
стул, диван...
роза, мак...
стул, шкаф... 
воробей, синица...
коза, баран...
 
чашка, блюдце...
 
шорты, майка...
 
тапочки, сапоги...
 
черника, малина...

2) назови одним словом:

рубашка, майка, свитер, брюки - это ...
 
сандалии, ботинки, сапоги - это ...
 
картошка, капуста, свекла - это ...
 
щука, карась, ерш - это ...
 
ромашка, пион, лилия - это ...
 
кровать, тумбочка, стол - это ...
 
яблоко, груша, банан - это ...
 
стакан, тарелка, блюдо - это ...

Давайте малышу возможность поправить вас, заметить ошибки, сказать правильно.
 Например, показывая картинку с изображением мухомора, объявите, что это полезный гриб. Придайте словам оттенок сомнения: "Это полезный гриб, да? Он, кажется, мухомором называется?" И с удовлетворением услышите реакцию: "Да, это мухомор. Но он вредный, его нельзя есть!" Ведь вы знакомили малыша с этой информацией, и в лесу, на прогулке не раз демонстрировали мухомор. Пробует ребенок и определить лишний предмет. Конечно, лучше начинать работу с картинок, потому что на слух выполнить задание гораздо сложнее... Пусть ребенок покажет на лишний, неподходящий предмет и назовет его:

карась, сом, утка;
 
яблоко, лимон, репа;
 
стол, часы, диван;
 
кольцо, бусы, панамка;
 
огурец, апельсин, помидор;
 
ворона, кот, орел;
 
автобус, поезд, лошадь;
 
гвоздика, дуб, береза;
 
корова, жук, коза.

С удовольствием ваш малыш будет поправлять вас, когда вы скажете:

"Бабочка плавает, а рыбка летает".
 
"Утка квакает, а лягушка крякает".
 
"Волк мычит, а корова воет".
 
"Лопата пилит, а пила копает".
 
"Мышка рычит, а медведь пищит".
 
"Метла рубит, а топор подметает".
 
"Огонь льется, а вода горит".
 
"Ветер падает, а снег дует".
 
"Врач учит, а учитель лечит".
 
"Гусь кудахчет, а курица гогочет".

Или постройте задание по-другому:

"Арбуз деревянный, а ящик спелый".
 
"Ножик сладкий, а груша острая".
"Вода длинная, а дорога горячая".
 
"Варенье мягкое, а кресло вкусное".
 
"Рука вареная, а картошка сильная".
 
"Стол вкусный, а сок железный".
 
"Ребенок каменный, а пол маленький".
 
"Море стеклянное, а окно глубокое".
 
"Шуба речная, а рыба меховая".

Играя со словами, предложите ребенку закончить слово в предложении:

Да-да-да - в доме кончилась во... (да).
 
Ши-ши-ши - прибежали малы... (ши).
 
Ла-ла-ла - я на лодочке плы... (ла).
 
Ан-ан-ан - мы купили бара.... (бан).
 
Бе-бе-бе - поиграем на тру... (бе).
 
Ва-ва-ва - во дворе растет тра... (ва).
 
Но-но-но - стало в комнате тем... (но)
 
Га-га-га - у меня болит но... (га).
 
Со-со-со - отвалилось коле... (со).
 
Ко-ко-ко - мы, поедем дале... (ко).
 
Ам-ам-ам - я тебе цветок от... (дам).
 
Ут-ут-ут - нас уже домой зо... (вут).
 
Ым-ым-ым - из трубы выходит... (дым).
 
Ду-ду-ду - книгу в шкафчик я кла... (ду).
 
За-за-за - на лугу стоит ко... (за).
 
Бы-бы-бы - собирали мы гри... (бы).
 
Ли-ли-ли - мы кота домой ве... (ли).
 
Ма-ма-ма - это новые до... (ма).
 
Гу-гу-гу - я по улице бе... (гу).

Когда вы играете с ребенком, между вами идет диалог. На пятом году жизни
 ребенок уже способен на небольшой монолог, то есть доступным становится связное высказывание. Сделать монолог для ребенка привычным помогут картинки. На первых порах нужно стараться получить рассказ по картинке хотя бы из нескольких предложений. Приготовьте картинки, изображающие какие-нибудь события, по ним удобно составить рассказ. Например, времена года. Причем на картинках должна быть изображена не только природа, но и люди. Ребенок рассказывает, какая погода бывает, каковы главные признаки определенного времени года, как ведут себя люди.

Высшим пилотажем использования картинок будет составление объемистого рассказа по серии сюжетных картинок.
 Вначале вы помогаете разложить их по порядку, ну, а затем малыш справляется с этим самостоятельно. В качестве картинок сгодятся и открытки, и даже фотографии.

Одна из мам, с которой мы как-то разговаривали, поделилась очень интересным методом, используемым ею в занятиях с ребенком. Она показывала малышу семейный альбом, и они вместе описывали изображенных на фотографиях людей и окружающую этих людей обстановку. Рассматривание альбомов было настолько интересным, что увлекло маму не меньше, чем ребенка. Они вместе представляли себе, как жили люди на фотографиях, что делали, внимательно рассматривали одежду, мебель, предметы, которые попали в объектив много лет назад и совсем недавно. В результате этих изысканий мама всерьез увлеклась фотографией, а у малыша с речью было все в полном порядке.

Когда небольшое повествование по картинке будет удаваться, перейдите на пересказы с помощью ваших вопросов. Пересказываем, а затем играем, не забывая комментировать свои действия.

Играя с ребенком,
 давайте возможность малышу пофантазировать, реализовать какие-то придумки. Если хочется "запрячь" стулья и сесть"на стол-телегу, почему бы не сделать это при условии, что по окончании игры "лошади" займут свои места, а "телега" будет приведена в полный порядок. В "доме" под столом, сделанном с помощью одеяла, немного жарко, зато уютно и совсем как в избушке в лесу, где происходят всякие приключения.

Постепенно пересказывать малыш будет, не опираясь на ваши вопросы, а потом пойдут рассказы "о пережитом", то есть из собственных воспоминаний, о событиях, в которых ребенок участвовал сам или которые видел. Мы уже говорили, как важно давать ребенку возможность рассказать о своих впечатлениях. Вот, например, малыш гулял с бабушкой около пруда и кормил булкой уток. Не отмахивайтесь, когда он начнет рассказывать вам, как все происходило, наоборот, вдумайтесь, как это здорово: маленький человечек уже настолько вырос, что может выразить словами переполняющие его чувства и передать информацию. И в этом, конечно, ему помогли ваши замечательные занятия.

Мы уже делились с вами своими рекомендациями по
 загадкам. Теперь надо сказать несколько слов о том, как научить ребенка придумывать загадки или играть в "объяснялки". Попросите малыша описать какой-нибудь предмет, но не называть его. Причем ребенок может рассказать не только о признаках этого предмета, но и о том, как он используется, что делают с его помощью. На первых порах в роли загадывателя лучше выступать вам, а ребенок будет отгадывать. При затруднениях не поленитесь сами изобразить нужный предмет и попытайтесь научить ребенка показывать действиями то, что он описывает. Попробуем:

Кто или что это?

Пушистый, хвостатый, любит молочко, на мышей охотится. (Кот)
Зубастая, в озере живет, всем рыбам гроза. (Щука)
Хозяин лесной, медком увлекается, а на зиму спать ложится. (Медведь)
Всех в лесу боится, а шубку несколько раз в год меняет. (Заяц)
На цветы садится, угощается, сама на цветок похожа. (Бабочка)
Без него не порисуешь, не попишешь, сломается - точить надо. (Карандаш)
Чтобы чаю попить, во что нужно его налить? (Чашка)
Деревянный, высокий, вместительный, без него не обойдешься -- некуда будет вещи положить. (Шкаф)
Острый, железный, режет все, что можно, будь с ним осторожней. (Нож)

 

 

Поговорим о грамматике. Да-да, помните: предлоги, приставки, окончания - что-то очень скучное? Ну, во-первых, не такое и скучное, если как следует разобраться, а, во-вторых, без грамматики правильно говорить не будешь. Мы уже упоминали, что на пятом году жизни ваш ребенок уже довольно часто пользуется сложными предложениями или их частями, пусть вас не смущает, что некоторые предложения начинаются со слов "потому что" или "когда", это вполне в порядке вещей на данном этапе. Задавайте вопросы, побуждая ребенка давать полный, развернутый ответ. Продолжайте знакомить ребенка с предлогами, для этого давайте точные, конкретные поручения, например: "Возьми банку со стола и поставь ее на подоконник". Поручение выполнено, спросите, откуда была взята банка и куда поставлена.

Игра в поиск спрятанного предмета тут тоже будет к месту. Или можете сложить кучкой несколько предметов в одном месте (на столе), а один отдельно (под креслом). Пусть малыш перечислит их, точно указав, где что находится. Ну, а если ребенок будет, слушая стихотворение, заканчивать строчку (используя различные формы слов, а, значит, окончания) - вы проводите с ним грамматический тренинг.


У норы добычи ждет,
 
Притаившись, серый
 кот. 
Мышь осталась без хвоста,
 
Вырываясь от
 кота. 
А теперь и за версту
 
Не приблизится к
 коту.

Крыса старая - и та,
 
Видя грозного
 кота, 
Удерет в нору под дом,
 
Чтоб не встретиться с
 котом, 
Там дрожит и в темноте
 
Вспоминает о
 коте.
(А. Грачев)


Грамматика - дело действительно сложное, поэтому не перегружайте малыша заданиями. Наверняка
 ребенку понравится, если вы вовлечете в игру какую-нибудь игрушку, которую надо будет поправлять, учить. Например, мишка собирается "спать" и "готовит" себе постель. "Лег" на одеяло и "укрывается" простыней. Вы комментируете мишкины действия: "Вот я постелил себе постель, но что-то мне неудобно. Может, я что-то не так сделал?" Малыш не только объяснит мишке, в чем его ошибка, но и правильно постелет игрушечную постель. "Так как же, Оля, надо стелить постельку?" - "Надо положить простыню, потом не нее подушку, а потом лечь и укрыться одеялом".

Вот вы поставили перед ребенком на столе несколько игрушек или предметов, он назвал их, а потом по вашей просьбе закрыл глаза, в это время вы убрали некоторые предметы. Теперь попросите малыша сказать, чего нет на столе. Выполнил ребенок это и не надо долбить его аналогичными заданиями еще полчаса. Пусть лучше займется чем-нибудь другим. А немного погодя предложите, например, поиграть в лото.

Рассказы малыша будут в значительной степени копировать ваши собственные. Если вы хотите, чтобы ребенок не только передавал содержание, но и мог эмоционально представить диалог, разговор действующих лиц, вкладывая в это и свое отношение к происходящему, помогите малышу понять смысл сказки или рассказа.

Пора нам поговорить о
 звукопроизношении, оно тоже становится все лучше и лучше. Вообще к пяти годам ребенок уже чисто произносит практически все звуки, в том числе такие сложные, как "ш" и "ж", "л" и "р", "ч" и "щ". Впрочем, возможна ситуация, когда ребенок не всегда правильно произносит звуки, особенно в трудных, многосложных словах.

К пяти годам малыш прощается с привычкой смягчать звуки и пропускать слоги.
 Если к пяти годам у него сохраняется стойкое неправильное произношение звуков, а также перестановки звуков и слогов, недоговаривание, замены и т. п., обратитесь к логопеду. Здесь же оговоримся, что эти возрастные рамки касаются нарушений звукопроизношения. Если же ребенок не разговаривает, плохо понимает обращенную речь, а также если вас серьезно беспокоят какие-то вопросы, связанные с речью вашего малыша, обращайтесь к логопеду раньше. Очень часто принятые вовремя меры приводят к отличным результатам, и ребенок к школе забывает о своих проблемах.

Мы снова предлагаем вам чистоговорки и потешки для закрепления правильного произношения звуков, присутствующих в речи ребенка в этом периоде. Твердые и мягкие звуки рассматриваются в одном разделе. Мягкие звуки обозначаются так же, как твердые, но с маленькой запятой справа вверху.

[с], [с']

са-са, са-са,
 
санки, сам
 
со-со, со-со,
 
соты, сок
 
су-су, су-су,
 
сумка, суп
 
сы-сы, сы-сы,
 
сыпать, сын

Сенокос, сенокос,
 
Луг остался без волос.
(И. Токмакова)

Тесто мы месили сами,
 
Испекли пирог мы маме.
 
Поскорей сюда идите,
 
Поскорей за стол садитесь.

Сеня с Саней на весу
 
Ели сыр и колбасу.
 
Саня с Соней сено косят,
 
Ася с Настей в сени носят.
 
Носят, носят сено в сени,
 
Спать на сене будет Сеня.

Семь сомов уселись в ряд
 
Семь сомов в ряду сидят.
Сом с лисой в одном похожи -
 
Сом с усами, лиска - тоже.


[з],[з']

за-за, за-за,
 
зайка, зал
 
зо-зо, зо-зо,
 
зонтик, зоб
 
зу-зу, зу-зу,
 
зубы, зуд
 
зы-зы, зы-зы,
 
зыбка, зыбь

Заяц с зеброй на возу
 
Прут березовый грызут.

Пошел спозаранку,
 
Назар на базар.
 
Купил там козу
 
И корзинку Назар.

У красы-березки
 
Платье серебрится.
 
У красы-березки
 
Зелены косицы.
 
Со двора к березке
 
Выскочили козы.
 
Стали грызть березку,
 
А березка - в слезы.
(П. Воронько)

Лезут козы
 
В грозу в лозу.
 
Лозу козы
 
В грозу грызут.

Что у Зины есть в корзине?
 
Бузины полно у Зины.
 
Что у Зои в рюкзаке?
 
Земляника в туеске.

Заинька зимой озяб,
 
Не согреть зайчишке лап.
 
Под зеленой бузиной
 
Спит коза в тени лесной.


[ц]

ца-ца, ца-ца,
 
цапля, цап
 
цо-цо, цо-цо,
цокать, цок
 
цы-цы, цы-цы,
 
цыпки, цып

Из лужицы водицей
 
Никак нельзя умыться.
 
Лишь только у колодца
 
Умыться нам придется.

Посылали молодицу
 
На горушку по водицу.
 
А горушка высока,
 
А водица далека.

Снесла курица яйцо
 
На высокое крыльцо.

Над кузницей, мельницей
Вьется метелица,
По лесу танцует
И по полю стелется...
(И. Лопухина)


[ш]

ша-ша, ша-ша,
 
шапка, шар
 
шо-шо, шо-шо
 
шепот, шов
 
шу-шу, шу-шу,
 
шутка, шум
 
ши-ши, ши-ши,
 
шило, шик

Шапка да шубка -
 
Вот наш Мишутка.

Уронили Мишку на пол,
 
Оторвали Мишке лапу.
 
Все равно его не брошу.
 
Потому что он хороший.
 
( А. Барто)

Хороши в дорожку
 
Пирожки с горошком.

На кувшинке подушка,
 
На подушке лягушка.

Кошка на окошке
 
Рубашку шьет.
 
Курочка в сапожках
 
Избушку метет.

Ела кашу наша Даша,
 
Хороша у Даши каша
 
Ела ложкою большой,
 
Чтобы вырасти большой.

У мышки немножко
 
Крошек в лукошке.
 
За мышкой в окошко
 
Следит наша кошка.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Мышка мышонку шепнула:
 
"Тише, кошка уснула".

У Тимошки лукошко
И мешок для горошка.

Дали мышкам карандаш,
 
Говорят они: "Не наш!".


[ж]

жа-жа, жа-жа,
жало, жар
 
жу-жу, жу-жу,
 
жутко жук
 
жи-жи, жи-жи
 
жилка, жир

Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок -
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Желтые сапожки.

Раз шажок,
Два шажок,
Левый,
Правый сапожок.
Я учу Алешку
Топать понемножку.
(Г. Лагздынь)

Жужжит над жимолостью
Жук,
Тяжелый на жуке
Кожух.

Зайка, заинька-дружок.
 
Посиди со мной часок.
- Ни минутки не могу -
В гости к ежику бегу...
(Ф. Бобылев)

- Дождик,
Дождик,
Что ты льешь,
 
Погулять нам не даешь.
- Я водою
Дождевою
Землю мою,
Мою, мою!..
(С. Погореловский)

Ель на ежика похожа:
 
Еж в иголках, елка тоже.

Дождик мы пережидали,
 
Жвачку дружно все жевали.

Испугались медвежонка
 
Еж с ежихой и ежонком,
 
Чиж с чижихой и чижонком,
 
Стриж с стрижихой и стриженком.
(И. Демьянов)


[ч]

ча-ча, ча-ча,
 
чарка, чад
 
чи-чи, чи-чи,
 
чистка, чин
 
чу-чу, чу-чу,
 
чудо, чуб

Наша Таня громко плачет:
 
Уронила в речку мячик.
 
- Тише, Танечка, не плачь:
 
Не утонет в речке мяч.
 
( А. Барто)

Над домами
 
И над печками
 
В небо дым
 
Идет колечками.
 
Дым из маленьких Колечек
 
Превращается
 
В овечек.
(Н. Красильников)

Отдыхали девочки,
 
Отдыхали мальчики,
 
Девочки - на лавочке,
 
Парни - на диванчике.
 
(А. Барто)

Черной ночью
Черный кот
Прыгнул
В черный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.
(Е. Измайлов)

Тучи-тучи-тучи-тучи.
 
Черный конь большой, могучий.
 
Через тучи скачет он,
 
Кто не видел - выйди вон.
 
( В. Полунина)

Встретил ежика бычок
 
И лизнул его в бочок.
 
И, лизнув его бочок,
 
Уколол свой язычок.
 
А колючий еж смеется:
- В рот не суй, что попадется.
(П. Воронько)

- Что ж ты, Еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай...
(Б. Заходер)


[щ]

Ща-ща-ща, ща-ща-ща,
 
Отловили мы леща.
 
Щу-щу-щу, щу-щу-щу,
 
Щенка кашей угощу.
 
Щи-щи-щи, щи-щи-щи,
 
Щуку ты за хвост тащи.
 
Ще-ще-ще, ще-ще-ще,
 
Мы купили овощей.

Этой щеткой чищу брюки,
 
Этой щеткой - башмаки,
 
Этой щеткой чищу зубы.
 
Все три щетки мне нужны.
(М. Пожарова)

Щуку я тащу, тащу,
 
Щуку я не упущу.

Два щенка щека к щеке
 
Щиплют щетку в уголке.
 
Да у щетки половой
 
Палка есть над головой.
 
Палка щелк щенков с плеча,
 
Два щенка ушли ворча.
(С. Михалков)

У гусыни усов не ищи - не сыщешь.

Щенок такой тщедушный был.
 
Его я щами все кормил,
 
От злющей стужи защищал,
 
Щенок от радости пищал.
 
Еще бы! Он счастливым рос.
 
Теперь мой щен не щен, а пес -
 
Настоящий.
Е. Блошнина

Щука проглотила щетку,
 
Щетка ей щекочет глотку.
 
- Удивительное дело.
 
Что же я за рыбу съела?
 
( Б. Заходер)


[л], [л']

ла-ла, ла-ла,
 
лапа, лак
 
ло-ло, ло-ло,
 
лодка, лоб
 
лу-лу, лу-лу,
 
лунка, лук

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
 
Луша Аллочку вела.
 
Ло-ло-ло, ло-ло-ло,
 
Светит солнышко тепло.
 
Лу-лу-лу, лу-лу-лу,
 
На полу лежит колун.
 
Лы-лы-лы, лы-лы-лы,
 
Мила вымыла полы.

Маланья-болтунья,
 
Молоко болтала-болтала,
 
Выбалтывала, выбалтывала,
 
Да не выболтала.

Я куклу Наташу
 
Катаю в коляске,
 
Спать уложу -
 
И закроются глазки.
 
Как быстро ее
 
Ветерок убаюкал.
 
Кататься в коляске
 
Полезно для кукол.
(А. Барто)

Дятел жил в дупле пустом,
 
Дуб долбил, как долотом.
 
( С. Маршак)

Мышка весело жила.
 
На пуху в углу спала.
 
Ела мышка хлеб да сало,
 
Но все мышке было мало.

Журавлики-журавли
 
Оторвались от земли,
 
Крылья к небу вскинули,
 
Милый край покинули.
 
Закурлыкали вдали
 
Журавлики-журавли.
(М. Шпак)

Было небо голубое,
 
Было солнце золотое,
 
На крылечке кот лежал,
 
Мальчик деревце сажал.
 
Время медленно текло.
 
Было тихо и тепло.
(В. Данько)

Белый снег, белый мел,
 
Белый заяц тоже бел.
 
А вот белка не бела,
 
Белой даже не была.
(И. Токмакова)

Я метлу взяла
 
И двор подмела.
 
От сарая до крыльца
 
Танцевала до конца!...
(Е. Благинина)

Иголка, иголка,
 
Ты остра и колка.
 
Не коли мне пальчик,
 
Шей сарафанчик.

Лена искала булавку,
 
А булавка упала под лавку.
 
Под лавкой искать было лень,
 
Искала булавку весь день.

Около кола колокола и на колу колокола.

Спать пора! Уснул бычок,
 
Лег в кроватку на бочок.
 
Сонный Мишка лег в кровать.
 
Только слон не хочет спать.
 
Головой кивает слон,
 
Он слонихе шлет поклон.
(А. Барто)


[р], [р']

pa-pa, pa-pa,
 
рама, рак
 
ро-ро, ро-ро,
 
роза, рот
 
ру-ру, ру-ру
ручка, руль
 
ры-ры, ры-ры,
 
рыба, рык

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
 
Под горой лисы нора.
 
Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
 
Уронил орел перо.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Ручку в руку я беру.

Свинья тупорыла, белорыла,
 
Весь двор рылом изрыла,
 
Вырыла, подрыла,
 
На то Хавронье и рыло,
 
Чтобы она рыла.

Вот серый крот,
 
Вот серый крот,
 
Вот серый, серый, серый крот.
 
Он не красавец, не урод.  
Он просто серый, серый крот.
 
( И. Токмакова)

Рыбке рак - ни друг, ни враг.
 
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
 
Что насажен на крючок.
 
( В. Лунин)

В огороде
Помидор
Взгромоздился на забор:
Притворяется,
Негодник,
Будто сам он -
 
Огородник!
 
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Возмутилась тетя Репа:
- Это глупо и нелепо! -
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Крикнул дядя Огурец:
- Безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Огорчился старый Лук:
- Не терплю подобных штук! -
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
 
Покраснел сорванец,
 
Устыдился наконец -
 
И скатился
 
Чин по чину
 
К огороднику 
В корзину!
(Б. Заходер)

Варвара караулила цыплят, 
А ворона воровала.

Шел Егор через двор,
 
Нес топор чинить забор.

Собирала Маргаритка
 
Маргаритки на горе.
 
Растеряла Маргаритка
 
Маргаритки на дворе.

- Ох, ох, ох, ох! -
 
Разворчался горох, -
 
Очень трудно жить в стручке,
 
Если дверка на крючке.
(Л. Бранницкая)

Испугался грома Рома,
 
Заревел он громче грома.
 
От такого рева гром
 
Притаился за бугром.


Вы полны решимости сделать все для того, чтобы ваш ребенок говорил чисто, правильно, грамотно, свободно. Так оно и будет, ведь вы уже столько всего знаете, столько всего умеете. Теперь вы знаете, что к пяти годам ваш малыш поизносит правильно все звуки. Ведь и губы, и язычок ребенка активны, им под силу даже самые сложные движения. Недаром вы учили малыша как следует двигать ими, и варенье он слизывал, и мякиш отлеплял, и нитку сплевывал, чего только не делал (см. 
Развитие речи у ребенка четвертого года жизни). К пяти годам можно уже предложить ребенку выполнять специальные упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Только проводить эту работу нужно легко, без напряжения, небольшими порциями, не утомляя маленького ученика.

Приведем примеры таких упражнений:

"трубочка"
 - сделать губы трубочкой;
"улыбочка"
 - растянуть губы в улыбке;
"хоботок"
 - вытянуть губы хоботком и сжать;
"причесать"
 верхними зубами нижнюю губу;
"причесать"
 нижними зубами верхнюю губу;
"воронка"
 - втянуть губы в рот;
"полоскание"
 - надуть щеки и "полоскать" рот воздухом;
"пушка"
 - надуть щеки, выпустить воздух через неплотно сжатые губы;
"пробка"
 - надуть щеки, резко разомкнуть губы;
"уколы"
 - колоть щеки изнутри кончиком языка;
"лопатка"
 - открыть рот, выложить широкий язык на нижнюю губу;
"иголка"
 - открыть рот, выдвинуть узкий язык вперед;
"чашечка"
 - широко открыть рот, поднять кверху переднюю часть и боковые края языка, не касаясь зубов;
"грибок"
 - открыть рот и присосать язык к небу;
"столбик"
 - открыть рот, кончик языка упереть в область за верхними зубами и подержать несколько секунд;
"маятник"
 - рот приоткрыть, улыбнуться и передвигать кончик языка из одного угла рта в другой;
"качели"
 - открыть рот, языком тянуться по очереди к носу и к подбородку;
"варенье"
 - рот полуоткрыть, облизывать кончиком языка губы по очереди;
"лошадка"
 - открыть рот, присосать язык к небу, пощелкать несколько раз.

Мы привели здесь лишь некоторые, самые распространенные и широко используемые упражнения, практический эффект от которых - дело доказанное. Может быть, вы придумаете что-нибудь для своего малыша сами.

Итак, добиваемся правильной, чистой речи. И, конечно, не забываем о
 слуховом внимании. Ведь ребенку по силам уже заметить, чем похожи могут быть слова, которые произносят окружающие, и чем слова могут различаться. Прислушайтесь к речи малыша, не слышно ли там попыток рифмовать слова? Если есть такие попытки, давайте использовать это и включать рифмовки в наши занятия. Не стоит смеяться над поэтическими опытами вашего ребенка. Малыш пытается сочинять, он слышит, чувствует созвучные слова, а, значит, различает звуки, прислушивается к ним. Предлагаем варианты для рифмовок, попроще и посложнее:

кол - (пол)
 
дал - (мал)
 
был - (мыл)
 
том - (дом)

Даша - (Маша)
 
пилка - (вилка)
 
кучка - (тучка)
 
ложки - (ножки).

Со своим большим мешком
 
Еле-еле шел... (пешком).


А вот что для вас насочиняла А. С. Герасимова.

На тарелочке у Маши
Много вкусной сладкой... (каши).

Чтоб зимой не мерзли ножки,
 
Купим Мише мы... (сапожки).

Появился кот на крыше -
 
Сразу разбежались... (мыши).

Мышка прыгнула в лукошко,
 
А за ней погналась... (кошка).

Мы на улицу пойдем,
Мячик мы с собой ... (возьмем).

Мы на лавочке сидели
 
И мороженое... (ели).

Пчелка весело живет,
 
Собирает пчелка ... (мед).

Дятел сбил кору с сучка
 
И нашел в коре ...(жучка).

Привыкаем мы к порядку:
 
Утром делаем ... (зарядку).


Отличным заданием не только для развития речевого слуха, но и для закрепления новых слов, совершенствования умения высказываться, правильно подбирать слова, будут "неправильные"' рифмовки, в которых ребенку нужно найти, распознать ошибку. Вы произносите рифмовку и спрашиваете, какое слово нужно заменить? Вот что автор придумал по этому случаю:

Над рекой летели птицы:
 
голубь, щука и синицы.

Накормили мы зверей:
 
пса, кота и снегирей.

Мама овощи купила:
 
помидоры, лук и мыло.

Повар варит нам компот,
 
Что в кастрюлю он кладет?
 
Груши, яблоки, картошку
 
И большой мешает ложкой.


А что не так в этом стихотворении?

Повар готовил обед,
 
А тут отключили свет.
 
Повар леща берет
 
И опускает в компот.
 
Бросает в котел поленья,
 
В печку кладет варенье,

Мешает суп кочережкой,
 
Угли бьет поварешкой.
 
Сахар сыплет в бульон,
 
И очень доволен он.
 
То - то был винегрет, Когда починили свет.
(О. Григорьев)


Таких рифмовок и стихов можно придумать и подобрать очень много. К подобной деятельности ребенка подготавливает и вся предыдущая работа по договариванию, заканчиванию, вставлению звуков, слогов, слов.
 К пяти годам малыш узнает на слух звук в слове, может подбирать слово на звук, который вы задаете. Допустим, недостаточно чисто произносится звук "ш". Приготовили картинки с изображением, к примеру, шапки, шарика, пушки, карандаша. И пусть малыш называет предметы, которые видит на картинках и старается слегка выделить "ш" интонацией: "Шшапка.."..

Не надо требовать усиленного, утрированного произнесения, напряженного, резкого, неестественного звучания. Только слегка выделить - и достаточно. Можно попросить отобрать картинки, в названии которых есть "ш". Закрепляя правильное произношение, вы одновременно должны стараться развивать и звукоразличение, звуковосприятие, которое в логопедии называется опять-таки очень значительно:
 фонематическое восприятие. Не забывайте, что скоро ребенку предстоит обучение грамоте, к этому нужно начинать готовить его уже сейчас.

Запаситесь большим количеством чистоговорок, потешек, коротких стихотворений, все пригодится. Предлагаем материал для чтения, договаривания, закрепления знаний, развития памяти и мышления, ну, и, конечно, речи.

Загадки:

(см. также раздел 
"Загадки"

 на нашем сайте).

Маленький мальчишка
 
В сером армячишке
 
По дворам шныряет,
 
Крошки собирает.
 
(Воробей)

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут.
(Месяц)

На зеленой хрупкой ножке
 
Вырос шарик у дорожки.
 
(Одуванчик)

Черный Ивашка,
 
Деревянная рубашка;
 
Где носом ведет,
 
Там заметку кладет.
 
(Карандаш)

Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест - похвалит.
(Каша)

Висит груша,
 
Нельзя скушать.
 
(Лампочка)

Мягкие лапки,
А в лапках - царапки.
(Кошка)


Стихи для проговаривания и заучивания:

Одуванчик

Одуванчик у дорожки
 
В пышной шапке,
 
С длинной ножкой.
 
Я нашла его в лесу,
 
Но с собой не унесу?
 
Лишь возьму его в букет,
 
Дунет ветер - шапки нет.
 
(Л. Аграчева)


Мишка

Уронили Мишку на пол
 
Оторвали Мишке лапу.
 
Все равно его не брошу,
 
Потому что он хороший.
 
( А. Барто)


Подарок

Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Веселая, смешная.
Мне скучно без игрушки.
Любимая была.
Но все же я подружке
Лягушку отдала.
(Е. Благинина)


Материал, который вам потребуется, должен быть разнообразным, интересным, доступным для ребенка. Конечно, и чистоговорки, и стихи, и загадки многофункциональны. Предлагая их малышу, вы одновременно решаете несколько задач. Помимо закрепления правильного произношения, ребенок учится говорить громче или тише, с разной интонацией, более или менее выразительно. Отгадывая загадку, ребенок старается внимательно слушать, а если нужно определить, есть ли в отгадке определенный звук, то еще и тренируется в распознавании и различении звуков. Вот какая многоплановая деятельность у нас получается.

Для занятий можно использовать и любые другие вещи, которые есть под рукой. Одевается малыш на прогулку - попросите сказать, в названиях каких одежек есть звук "ш". Принесли из магазина покупки - пусть ребенок, помогая вам, четко произнесет названия продуктов: "картошка", "тушенка", "груши" и т. д.

Или вот вы читаете ребенку, и попадается яркая иллюстрация. Как бы между делом попросите назвать предметы с иллюстрации, в названии которых есть звук "ш". Напомним еще раз о том, что
 не стоит постоянно дергать ребенка, поправляя его или заставляя повторять. Старайтесь поддерживать у него интерес к занятиям.

Итоги:

Итак, к пяти годам ваш малыш:

- Обладает словарным запасом около 3000 слов.
- Знает свой адрес.
- Пользуется предложениями из 5-6 слов.
- Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
- Умеет пересказывать.
- Правильно произносит практически все звуки.
- Определяет право - лево у себя, но не у других.
- Знает простые антонимы (большой - маленький; твердый - мягкий).
- Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
- Считает до десяти.
- Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

 

 

Автор: Анна Герасимова

 по материалам сайта http://adalin.mospsy.ru