Игры для развития речи малышей с 3-х до 5-ти лет (Часть 2)

ASD

 

 

 

 

Отгадай предмет по описанию. 

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п. 
Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед. 
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом. 
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок. 
Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом. 
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ. 
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке. 



Какое что бывает? 

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. 


Примеры: 
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб. 
- Что бывает длинным?(коротким) 
- Что бывает широким (узким)? 
- Что бывает круглым ( квадратным)? 


В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д. 



Чем пахнет? 

Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др. С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый, горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный. 
Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет. 


Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки. 



Какая бывает собака? 

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п. 



Угадай, кто мой друг.

Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д. Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни. Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее.


Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

Назови слово. 

Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч. 


Местоимения. 
Один бросает мяч и называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. 


Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко.


Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.



Суффиксы существительных.

Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (вариант: увеличивающее или устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище).
а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт…,
б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…, 
в) погода, пианино, число, фабрика… .


Приставки.
Задание: подобрать слову подходящее начало (приставку). Пример: рвать-нарвать.
а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать, 
б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный… 



Отвечай быстро!


Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:


Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
высокий, прочный, кирпичный ... (дом)
рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)
зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)



Кто больше?

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков - например , мяч - круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.


Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)

Задание детям 


1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.

 

 

Похожие материалы:

 

Игры для развития речи малышей с 3-х до 5-ти лет (Часть 1)

 

Игры для развития речи малышей с 3-х до 5-ти лет (Часть 3)

 

Речевая гимнастика для губ и язычка

 

Развитие речи у ребенка пятого года жизни

 

Развитие речи у ребенка четвертого года жизни

 

Игры и забавы для развития речи