Не пора ли учиться читать?

              

 

 
ASD

 

 

 

 

Независимо от того, когда и почему вас посетила эта мысль, знайте: в ближайшие несколько лет именно она будет определять ваше родительское бытие и сознание. Такую магическую власть имеет Слово, которое, как известно, было вначале...
Прежде чем действовать (то есть бежать за букварем в магазин, за советом к подруге, в детский клуб - к кубикам Зайцева), постарайтесь ответить себе на два вопроса.

Первый: для чего я хочу научить малыша читать именно сейчас, когда ему полтора года (три года, пять лет)? Исключите приведенные ниже варианты как не совсем точные, не всегда объективные, вполне не-научно обоснованные:
• чтобы маленький человек не тратил драгоценное время зря: раньше всему научится - жизнь будет длиннее;
• если малыша ничему не учить, а только с ним играть, ему будет скучно: в итоге вырастет неинтересный человек;
• надо использовать тягу маленького ребенка к познанию окружающего мира: только в раннем детстве дети впитывают знания как губка;
• пусть научится читать пораньше, ему в школе легче будет;
• раннее развитие предполагает обязательное научение чтению, а мы - за раннее развитие!

Придумали свой вариант ответа (я подсказывать не буду)? Идем дальше.
Отвечайте на второй вопрос: что мой ребенок будет с умением читать делать дальше? Колоссальные затраты времени и сил, вложенные в обучение чтению малыша, сойдут на нет буквально в течение 2-3 месяцев, если вы перестанете с ним, якобы "уже умеющим читать", заниматься.


 

Меня трудно обвинить в пристрастном отношении к педагогике Марии Монтессори (мой младший сын ходит как раз в Монтессори-садик), но еще великий русский психолог Выготский, извините за вольный пересказ классика, критиковал отдельные положения ее методики. Да, Монтессори могла за три месяца научить трехлетних детей, к тому же не вполне умственно здоровых, писать каллиграфическим почерком. Но что писали малыши? "Добрый день, доктор Монтессори", "С Новым годом, доктор Монтессори"... Научить складывать буквы или слоги в слова - не значит научить ребенка читать. В том, как мы запоминаем, как пользуемся речью и языком, очень важную роль играет понимание смысла прочитанного, соотнесение его с реальной жизнью.


 

Чтение - это гораздо большее, чем механическое складывание букв в слова, а слов в предложение. Чем больше к моменту обучения чтению у ребенка накопилось собственного прожитого и прочувствованного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. Если малышу приходилось есть яблоко, семечки сажать в горшочек, поливать их, выросший росточек пересаживать на даче, прочитать слово "яблоко" ему будет несравнимо легче.


 

Готов ли ребенок учиться читать?


 

Это можно проверить с помощью довольно объемного теста, который мы публикуем ниже. Если на большинство вопросов вы честно дадите положительный ответ, можете активизировать процесс обучения чтению - даже если вашему малышу всего лишь два с половиной или три года.


 

Развитие познания


 

  • Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый - левый, большой - маленький, внутри - снаружи.


 

  • Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые не могут катиться.


 

  • Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?


 

  • Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания взрослых?


 

  • Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?


 

Базовый опыт ребенка


 

  • Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин; бывал ли он в зоопарке, на даче?


 

  • Был ли малыш в библиотеке?


 

  • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу книгу или рассказывать истории?


 

Языковое развитие


 

  • Может ли ребенок назвать окружающие его предметы?


 

  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?


 

  • Может ли он объяснить, для чего служат различные вещи - щетка, пылесос, холодильник?


 

  • Может ли малыш сказать, где расположены предметы: на столе, под столом, около стола?


 

  • Четко ли малыш выговаривает слова?


 

  • Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?


 

  • Способен ли он участвовать в общем разговоре, разыграть какую-нибудь ситуацию или сыграть в домашнем спектакле?


 

Уровень эмоционального развития


 

  • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?


 

  • Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня?


 

  • Способен ли он работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?


 

Общение


 

  • Включает ли малыш в игру других детей, делится ли с ними игрушками?


 

  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?


 

  • Способен ли слушать других, не перебивая?


 

Физическое развитие


 

  • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?


 

  • Развита ли у него координация моторных навыков - игры с мячом, прыжки, спуск и подъем по лестнице?


 

  • Выглядит ли малыш бодрым и увлеченным? А здоровым, сытым отдохнувшим?


 

Зрительные способности


 

Зрительные различия


 

  • Может ли идентифицировать схожие и несхожие предметы?


 

  •  Может ли различать по написанию буквы и короткие слова: б/п, кот/год?


 

Зрительная память


 

  • Заметит ли ребенок отсутствие картинки, если ему сначала показали три картинки, а затем одну из них убрали?


 

  • Знает ли малыш написание своего имени и хотя бы 4-5 коротких названия предметов (нос, сын, стул, стол, хлеб)?


 

Зрительное восприятие


 

  • Способен ли ребенок разложить по порядку (то есть в заданной взрослым последовательности) серию картинок?


 

  • Понимает ли он, что читают слева направо?


 

  • Может ли самостоятельно сложить головоломку (пазл) из 15 предметов?


 

  • Может ли интерпретировать картинку на знакомые темы: сформулировать главную мысль, проследить связи?


 

Слуховые способности


 

Различение на слух. Запоминание со слуха. Понимание на слух


 

  • Может ли ребенок рифмовать слова?


 

  • В состоянии ли он повторить за взрослым несколько слов или цифр?


 

  • Может ли различать слова, начинающие с разных звуков: лес/вес, кот/пот?


 

  • Способен ли пересказывать услышанную только что историю, сохранив основную мысль и последовательность?


 

Отношение к книгам


 

  • Возникает ли у малыша желание посмотреть книги самостоятельно?


 

  • Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?


 

  • Задает ли он вопросы о словах и печатных знаках?


 

Чтение - это...


 

Чтение - это волшебная нить, соединяющая мысль ребенка с напечатанным словом.
Чтение - это только верхушка айсберга, которая видна над водой: вся внутренняя работа малыша остается невидимой для нас.
Чтение - это связь всего предшествующего жизненного опыта ребенка с нынешним воспроизведением окружающей его действительности.
Чтение - это одновременно и процесс, и результат. Данный симбиоз, хотим мы этого или нет, невозможен без таких составляющих, как:
• особенности личности ребенка;
• отношение малыша к книгам;
• развитие его мышления и сферы ЧУВСТВ, ЭМОЦИЙ;
• словарный запас;
• образ себя (включая самостоятельность);
• отношения с родителями.


 

Вывод: чтение является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка. Чтение не одинаково как процесс (когда мы учим читать) и как результат (когда ребенок понимает прочитанное). А мы все удивляемся: одному в три года буквы покажи, через неделю зачитает сам; с другим три года занимайся каждый день, еле-еле по слогам к первому классу слова научится складывать. Ждать быстрого результата "по чтению" у такого малыша бессмысленно, все придет в свое время. Мы же не удивляемся, если занимающиеся в одной и той же изостудии дети-дошкольники рисуют совершенно по-разному - вроде, так и должно быть. А вот читать все почему-то должны научиться одинаково.


 

Мир во мне и вокруг


 

По мере взросления ребенок начинает постигать существование двух миров - "внутри меня" и "вокруг меня". Возможно, именно из осознания этого факта рождается потребность расширять свои знания об окружающей (внутренней и внешней) действительности с помощью книг.


 

Вот как взаимодействуют внешние и внутренние факторы, по мнению американского психолога Джеральдины Чейпи.


 

Внутренние факторы


 

  • способность мыслить

 

  • любопытство

 

  • жажда риска

 

  • привычка к порядку

 

  • стремление к самостоятельности

 

  • умение организовать собственную жизнь


  •  инициативность


  •  открытость

 

  • осознание опыта и его интерпретация

 

  • гибкость


 

Внешние факторы


 

  • поддержка, тепло и любовь родителей


  •  свобода пробовать и ошибаться

 

  • отношения с родителями


 

  • чувство юмора


  •  возможность высказаться и быть выслушанным


  •  разнообразие впечатлений, в том числе доступ к материалам, с которыми можно проделывать различные манипуляции; а также книги, газеты, журналы

 

  • обстановка дома

 

  •  хорошее питание

 

  • приспособляемость


  •  воспитание и обучение

 

  • физическое здоровье

 

  • ценности, принятые в семье и среди ближайшего окружения

 

 

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: