Игры для развития речи малышей с 3-х до 5-ти лет (Часть 1)

ASD

 

 

 

 

 

Шаги. (Кто быстрее доберется до...)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"


Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д. 


Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу.Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово. 


Спрягаем и склоняем.. 

Для игры Вам понадобятся фишки или другие предметы, с помощью которых можно подсчитывать очки. Играть в эту игру можно и вдвоем, и большим количеством. 


Ведущий задаёт вопросы, Игроки по очереди отвечают и за каждый правильный ответ получают фишку. Например: 


- Что можно купить? (платье, костюм, брюки) 
- Что можно варить? 
- Что можно читать? 
- Чем можно рисовать? 
- Чем можно писать? 
- Что может летать? 
- Чем можно кушать? 
- Что может плавать? И т. д. 

Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность) 


В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. 
Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. 


Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. 


В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду. 



Игра с картинами. 

Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам. 


Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам. 


Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано. 
С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако...) 


С детьми старше 5 лет усложните задание - ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе. 


Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет: 


Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадана лягушка в речке. 


- Это находится в верху картины? В низу? 


- Это живое или неживое? 


- Какого цвета? 


Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет. 


Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадан камыш у речки. 


- Это относится к природе? 


- Это относится к живой (неживой) природе? 


- Это твёрдое? 


- Это растение? 


- Высокое? 


- Дерево? 


- Трава? 


Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы. 


Жили-были... 

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди. 

Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком". 


"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился" 


"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару". 


"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос" 


"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...). 



Игра "Третий лишний". 

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях. 


Детям 3-5 лет условия более простые. 


Например: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя. 


Еще примеры для младших дошкольников: 


- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают. 


- машина, лошадь, трамвай, ; 
- шапка, платок, сапоги; 
- роза, береза, ёлка. 


Для детей 5-7 лет задания усложняются: 


- дождь, снег, река; 
- врач, турист, шофер; 
- тень, солнце, планета; 
- мороз, вьюга, январь; 
- камень, глина, стекло; 
- дверь, ковер, окно; 
- море, река, бассейн. 



Два круга

Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека). 
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое". 
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. 
Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. 


Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.).

 

Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность. 



Отгадай предмет по его частям. 

В эту игру можно играть в двух вариантах. 


Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. 


Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком, где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. 


Примеры: 


Четыре ноги, спинка, сиденье. 
Цифры, стрелки. 
Буквы, картинки, листы. 
Ствол, ветки, листья. 
Корень, стебель, листья, лепестки. 
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт. 
Носик, ручка, крышка, электрический шнур. 
Лапы, хвост, ошейник. 
Лапы, хвост, хобот. 


Похожие материалы:

 

Игры для развития речи малышей с 3-х до 5-ти лет (Часть 2)

 

Игры для развития речи малышей с 3-х до 5-ти лет (Часть 3)

 

Речевая гимнастика для губ и язычка

 

Развитие речи у ребенка пятого года жизни

 

Развитие речи у ребенка четвертого года жизни

 

Игры и забавы для развития речи